Рабочая программа Русский язык 10 кл

Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010)
Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Выбор программы мотивирован тем, что данная программа
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
-

соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

-

построена с учѐтом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

-

способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

-

обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Согласно обязательной части учебного плана школы на изучение русского языка в 10 классе по ФГОС отводится 2 часа в неделю. Итого – 70 ч. в году,
35 недель.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам
синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, с целью
подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной
выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности, культуры речи.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих тестовые задания в 10 классе, комплексный анализ
текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; ГОТОВНОСТИ К осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

1


углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в
необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия
сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и
лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и
навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей
школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение
знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся 10 класса
должны знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;

2


анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;

3

должны владеть:

коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической
деятельности и повседневной жизни:

для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(69 часов)
Введение (1 час)
Слово о русском языке.
Лексика. Фразеология. (4 часа)
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексический анализ текста с решением тестовых задач.
Фонетика. Графика. (1 час)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями
Морфемика и словообразование.
Состав слова (2 часа)
Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования
Словообразовательный разбор слова. Формообразование
Орфография (13 часов)
Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса.
Морфология (35 часов)
Имя существительное (2 часа)

4

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное (4 часа)
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Имя числительное (2 часа)
Имя числительное как часть речи.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (1 час)
Местоимение как часть речи.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (6 часов)
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие (4часа)
Наречие как часть речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Служебные части речи (11часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог. Правописание производных предлогов.
Союз. Правописание союзов.
Частицы. Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Развитие речи (13 часов)
Лингвистический анализ текста.
Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ
Анализ синтаксических структур художественного текста
Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.
Сочинение – рассуждение о книге.
Культура речи.

5

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
69 часов, 2 часа в неделю
№

1.
2.

Раздел Тема урока

КолТип урока
во
часов
Введение(1ч.)
Слово о русском языке.
1
урок применения ЗУН
Лексика. Фразеология. Лексикография(4ч.+3ч.)
Слово и его значение. Однозначность и многозначность.
1
урок обобщения и систематизации
ЗУН

6

Домашнее
задание
Упр. 1
§1-2, упр. 5

Дата
План

Факт

3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

4.
5.

Р/Р Практическая работа. Лингвистический анализ текста.
Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы. Р/Р Работа со словарями.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу
употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Проверочная работа.

1
1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

урок ознакомления с новым
материалом
урок совершенствования ЗУН
комбинированный урок

§3, упр. 8

1

урок обобщения и систематизации
ЗУН

§8-10, упр. 38, 40

1

урок контроля

Повторить
пройденный
материал

Работа над ошибками. Фразеология. Фразеологические единицы и их
1
урок обобщения и систематизации
употребление. Р/Р Работа со словарями.
ЗУН
Фонетика. Графика. Орфоэпия(1ч.+1ч.)
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
1
урок обобщения и систематизации
Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
ЗУН
Орфоэпические нормы современного русского языка. Р/Р Работа со
1
урок совершенствования ЗУН
словарями.
Морфемика и словообразование(2ч.+3ч.)
Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и
1
комбинированный урок
аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Р/Р Работа со
словарями.
Р/Р Сочинение-описание «Золотая осень».
1
урок развития речи

13.

Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.
Формообразование.

1

урок совершенствования ЗУН

14.

Р/Р Речеведческий анализ текста.

1

комбинированный урок

15.

Р/Р Изложение «И дольше века длится день».

1

урок развития речи

16.

Анализ ошибок. Принципы русской орфографии.

Морфология и орфография(13ч.+2ч.)
1
урок обобщения и систематизации
ЗУН

7

Завершить дома

§4-7, упр. 22, 26

§11, упр. 47
§12-13, упр. 49
§14, упр. 53
§15, упр. 68
Повторить
пройденный
материал
§16, упр. 76
Повторить
пройденный
материал
Повторить
пройденный
материал
§18, упр. 83

17.

Контрольный диктант «Два ключа».

1

урок контроля

18.

Анализ диктанта.

1

урок анализа ошибок

19.

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

1

урок совершенствования ЗУН

20.

Правописание гласных после шипящих и ц.

1

урок совершенствования ЗУН

§21-22, упр. 110.
113

21.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание
двойных согласных.

1

урок совершенствования ЗУН

§23-25, упр. 117

22.

1

урок совершенствования ЗУН

Анализ текста

1

урок совершенствования ЗУН

Анализ текста

24.

Р/Р Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста.
Р/Р Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ
текста.
Правописание приставок.

1

урок совершенствования ЗУН

§26-27, упр. 140,
148

25.

Гласные ы, и после приставок.

1

урок совершенствования ЗУН

§28, упр. 151

26.

Употребление Ъ и Ь.

1

урок совершенствования ЗУН

§29, упр. 156

27.

Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

§30-31, упр. 160

28.

Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы.

1

урок обобщения и систематизации
ЗУН
урок проверки и коррекции ЗУН

23.

8

Повторить
пройденный
материал
Повторить
пройденный
материал
§19-20, упр.93

Упр. 161

29.

Проверочная работа «Труженики полей».

1

урок контроля

30.

Анализ диктанта и ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

урок анализа ошибок

Повторить
пройденный
материал
Повторить
пройденный
материал

Самостоятельные части речи(24ч.+2ч.)
Имена. Склоняемые части речи. Морфологические нормы. Имя
существительное.
Имена. Склоняемые части речи. Морфологические нормы. Имя
существительное.
Имя прилагательное как часть речи.

1

урок совершенствования ЗУН

§32-35, упр. 188

1

урок совершенствования ЗУН

§32-35, упр. 196

1

урок совершенствования ЗУН

§36, упр. 203,
204

34.

Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание
суффиксов имен прилагательных.

1

урок совершенствования ЗУН

§37-38, упр. 212

35.

Правописание Ни НН в суффиксах имен прилагательных.

1

урок совершенствования ЗУН

§39, упр.216

36.

Правописание сложных имен прилагательных. Готовимся к ЕГЭ.

1

§40, упр.221

37.

Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных.

1

урок обобщения и систематизации
ЗУН
урок совершенствования ЗУН

38.

Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в
речи.

1

урок совершенствования ЗУН

§43-44, упр. 230

39.

Местоимение как часть речи. Употребление в речи. Правописание
местоимений.

1

урок совершенствования ЗУН

§45-46, упр. 237

40.

Р/р Сочинение-рассуждение по ЕГЭ.

1

урок развития речи

Повторить
пройденный
материал

41.

Контрольный диктант.

1

урок контроля

Повторить
пройденный
материал

31.
32.
33.

9

§41-42, упр. 222

42.

Работа над ошибками. Глагол как часть речи.

1

урок совершенствования ЗУН

§47, упр. 246,
247, 248

43.

Правописание глаголов.

1

урок совершенствования ЗУН

§48, упр. 256

44.

Практическая работа. Готовимся к ЕГЭ.

1

Завершить дома

45.

Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

1

урок обобщения и систематизации
ЗУН
урок совершенствования ЗУН

46.

Р/р Изложение «Цветы Михайловского».

1

урок развития речи

Повторить
пройденный
материал

47.

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных.

1

урок совершенствования ЗУН

§51, упр. 270

48.

Деепричастие как глагольная форма.

1

урок совершенствования ЗУН

§52, упр. 274

49.

Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления
деепричастий.

1

урок совершенствования ЗУН

Упр. 275

50.

Проверочная работа.

1

урок контроля

51.

Анализ проверочной работы. Наречие как часть речи.

1

урок совершенствования ЗУН

Повторить
пройденный
материал
§53, упр. 278,
279

52.

Правописание наречий.

1

урок совершенствования ЗУН

§54, упр. 286

53.
54.

Словарный диктант. Слова категории состояния.
Слова категории состояния.

1
1

комбинированный урок
урок совершенствования ЗУН

§55, упр. 290
§55, упр. 291

10

§49-50, упр. 263

55.

Практическая работа. Готовимся к ЕГЭ.

1

56.

Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме «Морфология и
орфография».

1

урок обобщения и систематизации
ЗУН
урок проверки и коррекции ЗУН

Завершить дома
Повторить
пройденный
материал

Служебные части речи(11ч.+2ч.)
57.

Предлог как служебная часть речи.

1

урок совершенствования ЗУН

§56, упр. 295

58.

Правописание предлогов.

1

урок совершенствования ЗУН

§57, упр. 301

59.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

1

урок совершенствования ЗУН

§58, упр. 303

60.

Р/р Изложение.

1

урок развития речи

61.

Работа над ошибками. Правописание союзов.

1

урок совершенствования ЗУН

Повторить
пройденный
материал
§59, упр. 306

62.

Контрольный диктант.

1

урок контроля

63.

Частицы. Правописание частиц.

1

урок совершенствования ЗУН

Повторить
пройденный
материал
§60-61, упр. 307

64.

Анализ диктантов. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.
Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями
речи.

1

урок совершенствования ЗУН

§62, упр. 309

65.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное
написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Р/р Сочинение-рассуждение по ЕГЭ.

1

урок совершенствования ЗУН

§63, упр. 315

1

урок развития речи

Повторить
пройденный
материал

66.

11

67.

Проверочная работа.

1

урок контроля

68.

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

урок совершенствования ЗУН

69.

Подведение итогов года.

1

12

Повторить
пройденный
материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79282245004

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».