ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая учебная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089; 2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312; 3. Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021/2022 учебный год; 5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе; 6. Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». Данная рабочая программа по литературе для обучения в 11 классе составлена с учётом Авторской программы Т.Ф. Курдюмовой, Дрофа, 2020. Часов в неделю: 3 Часов за год: 102 Уровень обучения: базовый Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознание своеобразия и богатства литературы как искусства; освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика; использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи. Воспитательные цели Раздел 1. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Раздел 2. 2 Литература 20- начала 21 века Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Раздел 3. Из зарубежной литературы и литературы народов России Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Раздел 4. Региональная литература Воспитание уважительного отношения к малой родине и ее жителям. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования. В 11 классе анализируется литература рубежа XIX—XX вв. и XX—XXI вв. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историколитературный процесс на протяжении XX столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы дает широкую и полную картину литературы эпохи. Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов. В 11 классе дается картина русской литературы XXв. до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений осуществляется ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении литературы XIX в. (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе и др.). Отражение в курсе 11 класса особенностей современного этапа развития русской литературы. Ведущие аспекты курса литературы в 11 классе: Курс русской литературы XX в. на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа — литературный процесс в XXв. Автор и художественное произведение в этом процессе. Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным Судьбы русской литературы в XX в., пути воссоединения отечественной литературы процессом: направления, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА течения в литературе. 3 Ученик должен знать: логику развития историко-литературного процесса в XX в.; важнейшие литературные направления XX в.; биографические сведения об изученных писателях; содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике; уметь: владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении; определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение; использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу; давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению; свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы; активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы; при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса. В результате изучения литературы ученик должен знать и понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков конца19 – начала 20в в.; -основные закономерности историко-литературного процесса; черты литературных направлений и течений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: -воспроизводить содержание литературного произведения; -анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; -соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; -определять род и жанр литературного произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выделять авторскую позицию; 4 - выразительно читать произведение (или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; -аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; -участия в диалоге или дискуссии; -самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Лекции 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17 18 19 20 21 22 Вводная тема Творчество И.Бунина Творчество А. Куприна Творчество М.Горького Серебряный век русской поэзии Творчество А. Блока Творчество А.Ахматовой Творчество В.Маяковского Творчество С.Есенина Творчество М.Булгакова Творчество А.Фадеева Творчество М.Шолохова Творчество М.Цветаевой Творчество А.Платонова Творчество Б.Пастернака Творчество А.Твардовского Литература о войне Творчество А.Солженицына Деревенская проза Городская проза Поэзия последних десятилетий Литература последних лет 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Формы организации учебных занятий Семинары Уроки развития Беседы, комбинированные уроки, речи исследование, композиции 1 1 2 1 2 1 1 1 3 2 1 1 2 1 1 2 1 4 3 3 4 4 4 7 1 4 2 2 4 4 2 1 1 3 1 3 3 1 5 23 Зарубежная литература, литература народов России 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Наименование раздела Колво часов Вводная тема. 2 Содержание раздела, темы Характеристика деятельности обучающихся Русская литература ХХ века. Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время. Применять полученные ранее знания на практике Воспринимать текст критической статьи. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы Формы организации учебных занятий индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка Русская литература рубежа веков. 14 Русская литература начала XX века. «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Писатели-реалисты начала XX века. И.А. Бунин. Стихотворения «Венер», Подбирать и обобщать Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и 6 «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали. Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, пре одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказахлегендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в . рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма». Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Поэзия конца XIX – начала 38 дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое. Воспринимать текст литературного произведения. самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Находить в тексте незнакомые слова и А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский определять их значение. смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» Выявлять характерные для организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке драматического характеров и ситуаций. произведения образы и приёмы изображения человека. Формулировать вопросы по тексту произведения. «Серебряный век» русской поэзии. Истоки, сущность и хронологические Читать и постигать смысл индивидуальная, границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия учебно-научного текста групповая, 7 XX века. поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Символизм и русские поэты-символисты. Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.). В.Я. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образнотематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции. К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. А.А. Блок. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст лирического стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать лирического героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. индивидуальногрупповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. 8 Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Преодолевшие символизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма. Н.С. Гумилев. Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса». Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. Философичность лирики О. Мандельштама, исторические и литературные образы в его поэзии. Футуризм. Обзор творчества поэтов – футуристов И. Северянина, В. Хлебникова А.А. Ахматова. Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору. 9 Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы. М.И. Цветаева. Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору. Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии. В.В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетнокомпозиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социальнофилософской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь 10 поэта-гражданина. Русская литература после 1917 года (до 1941года) 25 С.А. Есенин. Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Ша ганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору. Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина. М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору. Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое. Воспринимать текст литературного индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в 11 произведения. трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Выразительно читать фрагменты произведения. Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго ». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования. Характеризовать героев произведения. А.П. Платонов. Повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Формулировать вопросы по тексту произведения. другую. 12 Русская литература 50 – 90-х годов 18 Русская литература 50 – 90-х годов. Обзор творчества разных писателей. В. Шаламов «Колымские рассказы». Анализ рассказов. Трагедия поэта А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «О Родине», «Памяти матери», «На дне моей жизни». Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины». Осмысление трагических событий в поэмах А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «По праву памяти». Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского. Тема войны в литературе. «Невероятная явь войны». Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой». В.В. Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Авторская позиция и способы её выражения. Мастерство психологического анализа. Житие А.И. Солженицына. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек и тоталитарное государство в изображении Солженицына. Роман А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Деревенская проза. Встреча с Матерой. Тема ответственности человека перед прошлым и будущим Родины. Образы главных героев повести В. Распутина «Прощание с Матерой». В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алёша бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Н.М. Рубцов. Стихотворения «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Н.М. Рубцова. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять характерные для индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. 13 И.А. Бродский. Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж …», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня …»). Своеобразие поэтического мышления и языка И. Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселённом пространстве». Творчество Б. Окуджавы. Стихотворения «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х г.г. Арбат как художественная Вселенная. Обращение к романтической традиции. Р. Гамзатов. Стихотворения «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало …» Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Приём параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта. А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, система образов в пьесе. Своеобразие её композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Обзор литературы последнего десятилетия. Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.). Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова,Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданнонегаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты». Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.). Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как 14 Зарубежная литература, литература народов России Заключительн ые уроки школьного курса по литературе 2 3 воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и«фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер. Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др. Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох Э. Хемингуэй «Старик и море». Изображение сильного человека в зарубежной литературе. Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». Чеховские традиции в пьесе. Анализ пьесы. Сочинение по произведениям русской литературы второй половины XX в. КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ На каждом уроке предполагается в качестве оборудования наличие портрета писателя, выставки книг, наличие записи на дисках. Тема урока Дата план 1. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. История XX века и судьбы искусства. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале XX века. 2. Русская литература рубежа веков в контексте эпохи. Реализм и модернизм. Традиции и новаторство в литературе рубежа 19 начала 20 века. Реализм рубежа веков. 3. Этапы жизненного и творческого пути Бунина. Поэзия И. Бунина: традиции и новаторство. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Анализ программных стихотворений «Вечер», « Последний шмель» и др. 4. Проза И. Бунина. «Вещное» и «вечное» в рассказе И. Бунина.(счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы и др.) Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско». 5. Судьба цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Анализ рассказа. 6. Тема любви в творчестве И. Бунина. Психологизм бунинской прозы в рассказах «Легкое дыхание», «Темные аллеи». «Чистый понедельник» - любимый рассказ И. Бунина. Анализ рассказов. 7. Традиции Чехова и Толстого в творчестве И. Бунина. 8. А.И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Богатство типажей в прозе А.И. Куприна. «Гранатовый браслет»: романтическое изображение любви. Анализ повести. 9. Р.Р1 Любовь героя и представление о ней других героев (анализ данных эпизодов). 10. Р.Р.2 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. 11. М. Горький. Жизнь, творчество, личность (обзор). Раннее творчество писателя. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). 12. Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького («Старуха Изергиль»). 13. Горький – драматург. Популярность пьес. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. 14. Спор о назначении человека. Проблема счастья в пьесе. Анализ пьесы. 15. Новаторство Горького – драматурга: композиция пьесы и способы ее выражения. Афористичность языка. Роль Горького в судьбах русской культуры. Анализ пьесы. 16. Р.Р.3 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького. 17. Поэзия конца XIX – начала XX века. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». 18. Модернизм как одно из направлений в искусстве. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. факт 19. Символизм. Истоки русского символизма. Связь с романтизмом. « Старшие символисты» и «младосимволисты». Обзор творчества поэтов – символистов. Основные темы и мотивы лирики К.Д. Бальмонта. Музыкальность стиха. Анализ программных стихотворений. 20. Личность А. Блока. Жизнь и творчество. Трилогия «вочеловечения», поиски эстетического идеала. 21. Мотивы и образы ранней лирики. Излюбленные символы Блока. Влияние философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме» и их молитвенный тон («Вхожу я в темные храмы», «Фабрика»). Анализ стихотворений. 22. Эволюция творчества А. Блока. Тема города в творчестве Блока. Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома Анализ стихотворений. 23. Р.Р.4 Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». Опыт самостоятельного прочтения. 24. Тема родины в поэзии А. Блока («Россия», «Река раскинулась…») и основной пафос патриотических стихотворений. Анализ стихотворений. 25. Р.Р.5 Трагедия человека в «страшном мире» (Анализ стихотворений «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.). 26. Поэма А. Блока «Двенадцать» - первая поэма о революции. История создания, сюжет, герои, своеобразие композиции. Авторский опыт осмысления революции. Анализ поэмы. 27. Неоднозначность трактовки финала поэмы. Образ Христа. Авторская позиция и способы её выражения. Художественное своеобразие поэмы. (Строфика, интонации, ритмы поэмы, её основные символы). Анализ поэмы. 28. Р.Р.6 Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству А. Блока. 29. Поэзия символистов А Белого,В. Брюсова. Основные темы и мотивы. 30. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. 31. Жизненный и творческий путь Н. Гумилева. Героичность и жизнеутверждающий пафос его поэзии. Анализ программных стих. («Жираф», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад». 32. Основные темы творчества А. Ахматовой Отражение в лирике глубины человеческих переживаний(«Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить»). Патриотизм и гражданственность поэзии в стихотворениях «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля» и др.. Анализ стихотворений. 33. Судьба Родины в поэме А. Ахматовой «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Особенности жанра и композиции поэмы А. Ахматовой. Анализ поэмы. 34. Р.Р 7 Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой. (аудиторное) 35. Р.Р 8 Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой. (аудиторное) 36. Философичность лирики О. Мандельштама, исторические и литературные образы в его поэзии. Анализ программных стихотворений. 37. Футуризм. Обзор творчества поэтов – футуристов И. Северянина, В. Хлебникова Анализ программных стихотворений. 38. В мире поэта В. Маяковского. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!»). Анализ стихотворений. 39. Образ поэта – бунтаря в поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Анализ поэмы. 40. Гражданская и сатирическая лирика В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Прозаседавшиеся», «О дряни»»). Анализ стихотворений. 41. Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского («Юбилейное», «Разговор с фининспектором о сущности поэзии» и др.). Анализ стихотворений. 42. Тема любви в творчестве В. Маяковского («Лиличке», «Скрипка и немножко нервно», письмо Татьяне Яковлевой»). Анализ стихотворений. 43. Личность С. Есенина. Своеобразие стиля писателя, драматизм и глубокая искренность поэзии. Анализ программных стихотворений. 44. Тема природы в лирике С. Есенина («Отговорила роща золотая», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке»). Анализ стихотворений. 45. Тема Родины в поэзии Есенина («Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковыль…», «Русь Советская», «Я последний поэт деревни»). Анализ стихотворений. 46. Философская лирика Есенина («Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу»). Анализ стихотворений. 47. Тема любви в творчестве С. Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и др.). Анализ стихотворений. 48. «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Судьба человека и Родины в поэме. Анализ поэмы. 49. Р.Р.9 Сочинение по творчеству В.В. Маяковского, С.А. Есенина. (аудиторное) 50. Р.Р.10 Сочинение по творчеству В.В. Маяковского, С.А. Есенина. (аудиторное) 51. Знакомство с творчеством М. Цветаевой. Трагедийная тональность творчества М. Цветаевой. Необычность образа лирической героини. Анализ стихотворений «Моим стихам…», «Читатели газет», «Тоска по Родине». 52. Своеобразие поэтического стиля и языка М. Цветаевой. Анализ стихотворений «Стихи к Блоку», «Кто создан…», «Поэт». 53. Р.Р.11 Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала XX в.в. (контрольное) 54. Р.Р.12 Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала XX в.в. (контрольное) 55. Русская литература после 1917 года (до 1941года). Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы. М.А. Булгаков. Судьба художника. Громада и тайна романа «Мастер и Маргарита». Анализ романа. 56. Композиция романа. Философско-этические проблемы романа. Анализ романа. 57. Роль библейских глав в романе. Тема совести в романе. Анализ романа. 58. Проблема творчества и судьба художника, тема любви в романе. Анализ романа. 59. Воланд и его свита, взгляд князя тьмы на современную М.А. Булгакову Москву. Анализ романа. 60. Москва 30-х годов в романе. Анализ глав романа. 61. Булгаков – сатирик. Принципы изображения у М.А. Булгакова. Анализ романа. 62. Р.Р.13. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству М.А. Булгакова. 63. Тема Гражданской войны в русской литературы. Знакомство с романом А. Фадеева «Разгром». Анализ романа. 64. Нравственные проблемы в романе Фадеева. Современная полемика о романе. Анализ романа. 65. Загадки биографии М.А. Шолохова. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Анализ романа. 66. Функции пейзажа и массовых сцен в романе. Анализ романа. 67. Характеристика Г.Мелехова. Поиски правды героем. Анализ романа. 68. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Анализ романа. 69. Проблема «общей» и «частной» правды. Анализ романа. 70. Трагедия Г. Мелехова. «Мысль семейная» в романе. Анализ романа. 71. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Анализ романа. 72. Р.Р.14 Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». 73. «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. Тема гражданской войны в его творчестве. 74. «Непростые герои» рассказа А. Платонова «Сокровенный человек». Анализ рассказа. 75. «Сестра моя – жизнь». Вехи жизненного и творческого пути Б. Пастернака. Особенности поэтического стиля Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» 76. Размышления о жизни, любви в творчестве Б. Пастернака. Анализ стихотворений «Любить иных – тяжелый крест», «Зимняя ночь». 77. Поэт и поэзия. Анализ стихотворения «Гамлет», «Определение поэзии», «Про эти стихи». 78. Яркость формы и философская насыщенность лирики Б. Пастернака «Во всем мне хочется…», «Быть знаменитым некрасиво». Анализ стихотворений 79. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала». Тема интеллигенции в романе. Анализ указанных глав романа (обзор). 80. Русская литература 50 – 90-х годов. Обзор творчества разных писателей. В. Шаламов «Колымские рассказы». Анализ рассказов. 81. Трагедия поэта А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «О Родине», «Памяти матери», «На дне моей жизни» 82. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины» 83. Осмысление трагических событий в поэмах А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «По праву памяти». Анализ поэмы. 84. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского. Анализ поэмы. 85. Тема войны в литературе. «Невероятная явь войны». Повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». Анализ повести. 86. В.В. Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Авторская позиция и способы её выражения. Мастерство психологического анализа. Анализ повести. 87. Житие А.И. Солженицына. 88. Знакомство с рассказом Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек и тоталитарное государство в изображении Солженицына. Анализ рассказа. 89. Анализ эпизодов романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) 90. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Деревенская проза. Встреча с Матерой. Тема ответственности человека перед прошлым и будущим Родины. Образы главных героев повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Анализ повести. 91. В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алёша бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Анализ рассказов. 92. Н.М. Рубцов. Стихотворения «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. 93. И.А. Бродский. Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж …», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня …»). Своеобразие поэтического мышления и языка И. Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселённом пространстве». Анализ стихотворений. 94. Творчество Б. Окуджавы. Стихотворения «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х г.г. Арбат как художественная Вселенная. Обращение к романтической традиции. Анализ стихотворений. 95. Р. Гамзатов. Стихотворения «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало …» Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Приём параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта. Анализ стихотворений. 96. А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, система образов в пьесе. Своеобразие её композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Анализ пьесы. 97. Обзор литературы последнего десятилетия. 98. Зарубежная литература Изображение сильного человека в зарубежной литературе. Э. Хемингуэй «Старик и море». Анализ рассказа. 99. Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». Чеховские традиции в пьесе. Анализ пьесы. 100. Р.Р. 15 Сочинение по произведениям русской литературы второй половины XX в. (контрольное) 101. Р.Р. 16 Сочинение по произведениям русской литературы второй половины XX в. (контрольное) 102. Анализ ошибок сочинения. Работа над ошибками сочинения. 102 часа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности обучающихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Основным индикатором достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат: личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.); коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Методический блок Список художественных произведений для заучивания наизусть 1. Поэзия Серебряного века. (2 автора на выбор) 2. А.А. Блок. «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе …», «На железной дороге» (1 стих. на выбор), отрывок из поэмы «Двенадцать». 3. И.А. Бунин. «Слово», «Последний шмель» (1 стих. на выбор) 4. В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» (1 стих. на выбор) 5. С.А Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная», «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Шаганэ ты моя, Шаганэ …», «Русь советская» (1 стих. на выбор) 6. О.Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса …», «За гремучую доблесть грядущих веков …» (1 стих. на выбор) 7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано …», «Стихи к Блоку («Имя твоё – птица в руке …»), «Кто создан из камня, кто создан из глины …», « Тоска по родине! Давно …» (1 стих. на выбор) 8. А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью …» (1 стих. на выбор) 9. Поэзия Великой Отечественной войны (1 стих. на выбор) 10. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать …», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь» (1 стих. на выбор) 11. Н.М. Рубцов. (1 стих. на выбор) 12. А.Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины …» (1 стих. на выбор) 13. Поэзия второй половины XX в. (Б. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко) XX в 14. М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок) 15. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (отрывок) 16. М.А. Шолохов «Тихий Дон» (отрывок) Планируемые сочинения: Сочинение по творчеству И.А. Бунина. (домашнее) Сочинение по творчеству М. Горького. (домашнее) Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала XX в.в. (контрольное) Сочинение по творчеству А.А. Блока. (домашнее) Сочинение по творчеству В.В. Маяковского и С.А Есенина. (аудиторное) Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой. (аудиторное) Сочинение по творчеству М.А. Булгакова. (домашнее) Сочинение по роману М.А Шолохова «Тихий Дон». (домашнее) Сочинение по произведениям русской литературы второй половины XX в. (контрольное Темы семинарских занятий 1. Тема любви в творчестве И. Бунина (рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи»). 2. Жизненный и творческий путь Н. Гумилева. Героичность и жизнеутверждающий пафос его поэзии. 3. Эволюция творчества А. Блока. Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома («Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.) 4. Характеристика Г.Мелехова. Поиски правды героем. 5. Тема войны в послевоенной прозе. 6. Поэзия последних десятилетий. 7. № п/п Дата изменения Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе Причина изменения Суть изменения Корректирующие действия