03.12.2021
Общие советы
Создайте ребенку чувство безопасности
Речь пойдет о потребности ребенка быть уверенным в любви и доброжелательности родителей и других близких ему взрослых, о потребности чувствовать себя частью дружной счастливой семьи.
Постройте доверительные отношения, атмосферу взаимопонимания, чтобы ваш ребенок мог обсуждать с вами любые проблемы. Даже когда вы в стрессовом состоянии, в цейтноте, когда вы недовольны, ребенок должен быть уверен, что вы его любите, доброжелательны к нему и принимаете таким, какой он есть. Это делает ребенка уверенным, доверчивым к другим и способствует расширению его возможностей. Дети должны знать, что взрослые люди готовы прийти на помощь ему во всем.
Хвалите своего ребенка
Родители тоже могут ошибаться. Мы, взрослые склонны к выговорам, критическим замечаниям в отношении своего ребенка. Какие чувства вы испытывали, когда с вами так общались? Такого не было? Мы за вас рады!
Будьте добры к своим детям. Важно одобрять усилия, старания ребенка, а не только хвалить за достигнутые результаты. Не заставляйте детей «зарабатывать» похвалу. Хвалите, поощряйте своего ребенка за самые маленькие личные достижения.
Разговаривайте друг с другом
Каждый нуждается в общении с окружающими и хочет слушать, что говорят они. Если общения не происходит, нарастает непонимание, и вы отдаляетесь друг от друга. Вам это нужно?
Научитесь слушать, а главное слышать
Когда вы говорили со своим ребенком? Что обсуждали?
Важно слушать своего ребенка с пониманием, не перебивая, вникая в суть вопроса. Не вступайте в спор с ребенком, не настаивайте на том, чтобы быть выслушанным. Если вы не согласны с мнением ребенка, постарайтесь порассуждать таким образом, чтобы ребенок сам пришел к правильному выводу.
Расскажите ребенку о себе
Пусть знает, что вы тоже были молоды и совершали ошибки. Пусть он увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым можно поделиться.
Будьте тверды и последовательны
Не требуйте от ребенка выполнения правил в доме, которым вы сами не можете следовать. Ваше слово не должно расходиться с делом. Ваше обращение к ребенку должно быть однозначным: понятный запрет, полное доброжелательности разрешение или открытая возможность сделать выбор. Если ваши отношения выстраиваются таким образом, ребенок никогда не сможет упрекнуть вас в нечестности.
Делайте все вместе
Планируйте общие интересные и домашние дела, расширяйте круг интересов вашего ребенка. Совместные прогулки, работа по дому или на даче – это общение, которого дети всегда ждут от своих родителей.
Дружите с друзьями своих детей
Детям нужны друзья и приятели среди ровесников, с которыми они могут вместе общаться. Пусть эти дети приходят к вам в дом, общайтесь с ними, даже если бы вы сами не выбрали их в компанию своему ребенку. Понимание, терпение каждого из нас решают, в какой эмоциональной атмосфере растут наши дети.
Ребенок имеет право иметь приятелей и полное понимание с их стороны. У взрослых часто не хватает времени для полноценного общения, вы же не хотите, чтобы ребенок остался дома в одиночестве.
Помогайте ребенку ставить конкретные цели
Поощряйте участие своего ребенка в конструктивных начинаниях и делах, развивайте желание и умение творчески подходить к жизни. Помогите ему научиться, самостоятельно мыслить, принимать решения и учиться сомневаться в правильности мнений ровесников. Не усиливайте зависимость от вас. Однако, давать полную свободу неправильно, но также ошибочно и «закручивать гайки».
Не идите на поводу у своего чада
Ребенок должен знать, что не все его желания будут удовлетворяться как в сказках, немедленно и только по заклинанию. Он обязан понимать, что осуществление желаний связано с определенной долей конкретных усилий. В обмен на выполнение желаний он должен нести какую-нибудь ответственность в семье или перед друзьями, или перед самим собой.
Правила безопасного поведения ребенка
Говоря о безопасности ребенка в целом и о правилах безопасного поведения, как одного из аспектов данного вопроса, необходимо, в первую очередь, понять уровень ответственности каждого из нас за несовершеннолетнего. Ведь речь идет о нашем будущем, будущем нашей страны. Не зря на самых различных уровнях законодательной и исполнительной власти создается все больше законопроектов и программ, напрямую связанных с обеспечением жизнедеятельности детей, в том числе и их безопасности.
Исследуя криминогенную обстановку в городе, основанную на статистических данных, можно с уверенностью сказать, что ситуация меняется в лучшую сторону. Наблюдается снижение как преступлений, совершенных несовершеннолетними, так и количества преступных посягательств, направленных на них. Безусловно, определенное влияние на ситуацию оказало и применение практики закрепления за образовательными учреждениями школьных инспекторов отдела по делам несовершеннолетних.
Но так ли безоблачна и радужна эта картина? Наверное, нет. Ведь преступления, связанные с участием в них несовершеннолетних, имеют очень высокую латентность в силу ряда объективных и субъективных факторов. Из этого следует, что все мы, когда говорим о безопасности ребенка, ни в коем случае не должны самоуспокаиваться.
Вопрос безопасного поведения ребенка необходимо рассматривать в трех проекциях. Во-первых, это ограждение от преступных посягательств со стороны других лиц. Во-вторых, пресечение возможности попадания ребенка в преступную среду и, как следствие, совершение им преступлений.
В-третьих, самобезопасность, то есть умение вести себя так, чтобы избежать получения травм по собственной неосторожности.
Коротко рассмотрим, каким должно быть поведение подростка в типичных ситуациях.
Преступные посягательства на несовершеннолетнего могут классифицироваться по различным типам. Изучая вопрос безопасного поведения, логично было бы классифицировать преступные посягательства по месту их совершения (дом или улица), а также по виду преступления (кража, открытое хищение, причинение вреда здоровью, преступления сексуальной направленности). В любом случае основами безопасности будут осмотрительное поведение ребенка, а также умение принять быстрое и верное решение.
Ни в коем случае ребенок, в особенности оставаясь дома в одиночестве, не должен открывать двери незнакомым людям и не вести с ними длительных диалогов через дверь. Достаточно дать понять неизвестному, что дома присутствуют взрослые, но в силу каких-то причин они не могут подойти к двери. Если звонит телефон, нужно обязательно ответить на звонок, но при этом, если звонящий не знаком ребенку, не называть себя, номера телефонов, а также следует уточнить цель, номер телефона звонящего и закончить разговор.
Идя по улице, ребенок должен уметь держать окружающую обстановку под контролем. При малейших подозрениях о попытке вхождения со стороны незнакомых людей в какой-либо контакт, в особенности если поведение их носит явно агрессивный и угрожающий характер, следует немедленно сменить маршрут движения и попытаться скрьпъся. Можно зайти в место массового пребывания людей, например, в торговый центр. Если это все же не удалось и преступник начал осуществлять свои намерения, нужно создавать как можно больше шума: кричать, звать на помощь, оказывать сопротивление.
Входя в подъезд или в лифт, необходимо осмотреться и убедиться, что в приближении нет лиц, которые потенциально могут напасть в замкнутом пространстве, где попытки скрьпъся или позвать на помощь будут сильно ограничены.
Ребенок ни в коем случае не должен вступать в разговоры с незнакомыми людьми и соглашаться идти с ними, даже если будет обещана реализация его самых сокровенных желаний.
Чтобы уберечь себя от получения разного рода травм, не связанных с совершением в отношении него преступлений, ребенок должен знать и правильно применять элементарные правила дорожного движения, уметь пользоваться бытовыми приборами, знать основные телефоны аварийных и специальных служб, а также ближайших родственников. Кроме того, ему необходимо внушить, насколько опасны места, где проводятся строительные и ремонтные работы.
Воспитание у детей привычек безопасного поведения - одна из самых больших проблем, потому что их, как магнитом, тянет на заброшенные стройки и иные опасные объекты, где есть возможность побегать, попрыгать и полазать в экстремальных условиях. Учитывая, что чувство опасности у детей развито гораздо слабее, чем у взрослых, а координация движений зачастую еще недостаточна, то нередки случаи, когда такие прогулки заканчиваются несчастными случаями, в том числе и со смертельными исходами.
Это лишь основополагающие принципы безопасного поведения ребенка. Подробнее они изложены в ваших памятках. Надо понимать, что всех ситуаций предусмотреть невозможно, поэтому очень важно научить наших детей быть осмотрительными и уметь правильно реагировать на опасную, пусть даже зачастую только потенциально опасную ситуацию.
Я умышленно не стал останавливаться на вопросе предотвращения попадания ребенка в преступную среду, так как в этом случае нужно говорить скорее о наших с вами действиях: контроле за текущим поведением ребенка, внушении ему определенных моральных и этических ценностей, принятых в цивилизованном обществе, желании и умении заинтересовать и занять его. И наконец, суметь понять ребенка, быть его другом, а не только жестким родителем, вставшим в оппозицию.
- Никогда и никому не рассказывать о распорядке дня в семье.
- Носить ключи в специальном кармане.
- Не выстаалять напоказ мобильный телефон, дорогие веши, наличные деньги.
- Никого не приглашать в пустую квартиру.
- Не играть вблизи дорог или стоящих автомашин. Не лазать в подвалы и на чердаки.
ДОМА
- Тщательно закрывать двери и окна в квартире.
- Не открывать дверь незнакомцам, даже если они представляются сотрудником милиции, работником коммунальных услуг или почты, сослуживцем родителей, соседом.
- Не говорить, что он один дома (сказать, что папа спит, брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону и т.д.).
- В случае опасности звонить в милицию («02») или в службу спасения («112»), родителям, а если нет телефона или он не работает, выйти на балкон или открыть окно и громко кричать: «Пожар!»
- Не вступать в диалог с незнакомцами по телефону, никогда не отвечать «Квартира таких-то».
• Если позвонивший представляется другом родителей и уговаривает ребенка напомнить адрес, который он, якобы, забыл - попросить перезвонить позже или сообщить рабочий телефон родителей.
Не надо спешить называть позвонившего по имени (пусть он сам представится). Затем необходимо немедленно перезвонить родителям и предупредить о звонке.
- Если в дом проникли преступники, не пытаться с ними бороться, бежать из квартиры прочь, звать на помощь соседей, прохожих, громко крича: «Пожар!».
- Если дверь в квартиру открыта, около нее стоит посторонний, на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи - не подходить к квартире, позвонить соседям, попросить о помощи.
- При выходе из квартиры даже «на минуточку» - посмотреть в глазок и выйти только, если на площадке нет посторонних, закрыть дверь на ключ.
- Если ребенок уходит из дома в отсутствие взрослых, необходимо оставить записку, куда и с кем он идет, где его искать и во сколько он придет.
- На все уговоры незнакомых людей пойти с ними или предложения отвезти на машине ребенок должен сказать: «Нет!». Никогда не соглашаться идти в гост к незнакомцу.
- Не вступать в разговор с незнакомцами, даже если это подростки. Если группа подростков резко направляется в сторону ребенка - перейти через дорогу или зайти в первый попавшийся магазин.
- Не подходить к подъезду, когда там маячит незнакомец, дождаться соседа или знакомого.
- Если ребенку показалось, что он встречает одного и того же человека по дороге или тот стал часто появляться рядом, он должен рассказать об этом родителям, попросить провожать и встречать его, сменить маршрут. Маршрут ребенка должен быть безопасным: двигаться надо по освещенным уликам, обходить стороной парки и лесные массивы.
- При первом же требовании добровольно отдать деньги (кольцо, браслет, дорогую обувь, модную куртку, плеер, телефон). Жизнь дороже!
- Не садиться в машину, даже если за рулем или в салоне женщина. Ответить категорическим отказом. Если водитель вышел из машины и идет к ребенку - бежать как можно быстрее в первый попавшийся двор, там остановиться, крикнуть «Мама!» и помахать рукой, будто увидел именно того, кого звал. Не важно, что в окне никого нет, вряд ли преступник будет всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.
- Если ребенка насильно сажают в машину - кричать: «Меня зовут... Мой телефон... Позвоните моим родителям!» или: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!» Текст должен быть максимально кратким и не содержать лишней информации. Ребенок обязан помнить его всегда.
- Если ребенок потерялся, пусть зайдет в первый попавшийся магазин или кинотеатр, больницу или аптеку, в отделение милиции и попросит связаться с родителями по телефону. На одежде ребенка должна быть пришита метка с именем, фамилией, телефоном, а также медикаментозными противопоказаниями, если они есть.
- Если на улице стреляют - не выходить из дома, не подходить к окну.
- Стрельба застала на улице? Лечь на землю и постараться отползти за угол дома или за любую преграду (остановку, клумбу). Если ничего такого поблизости нег, закрыть голову руками и лежать спокойно. Стреляющие ориентируются на резкое .движение и попытка убежать может стоить жизни.
В ШКОЛЕ
1. Если в школу приходит незнакомец, говорит, что его прислала мама (папа, бабушка с дедушкой) и предлагает пойти с ним - отказаться!
2. Не выходить из класса во время урока, даже если приходит старшеклассник, который уверяет, что ему поручили позвать ребенка к директору. Дождаться перемены и попросить учителя проводить в кабинет.
3.Не заходить в школьный туалет, если там находится большая компания подростков или стоит незнакомый взрослый человек.
4.Не спешить соглашаться куда-то идти с новым приятелем. Сначала надо узнать, что он за человек, какие у него друзья.
5.Если друзья подговаривают украсть что-то в магазине или ограбить людей - это серьезное уголовно наказуемое преступление. Необходимо отказаться и постараться избавиться от такой компании. Поговорить о сомнениях в правильности действий своих друзей с родителями или другими взрослыми людьми, который ребенок доверяет.
ПОДРОСТОК
Самые большие проблемы возникают у детей, родителей, учителей именно в пубертатный период. Когда мы ждали малыша, мы знакомились со всей литературой, и нужно сказать ее, очень много. Но вот ребенок вырос, начались проблемы, а мы не знаем, что делать?
Подростковую психику часто называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции проходят мягче в тех семьях, где благоприятная обстановка: взаимопонимание, уважение друг к другу, где подросток, как и все члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
За что «сражается» ребенок в переходном возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребенком.
- За самоутверждение (среди сверстников, взрослых).
- За неприкосновенность.
- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
- помогите подростку создать гармонию души и тела;
- замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном;
- не используйте ярлыков и не навязывайте сомнительных примеров;
- помогите подобрать литературу ( «Для юноши», «Для девушки»).
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
- Признать право ребенка на самостоятельность.
- Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
- Не создавайте в семье «революционную» ситуацию. Если такое случилось, найдите пути мирного разрешения.
- Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Помните, что каждый человек имеет право на ошибку, и не забывайте слова Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.
Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
Основными элементами режима дня школьника являются:
· учебные занятия в школе и дома;
· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
· регулярное и достаточное питание;
· физиологически полноценный сон;
· свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:
· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.
· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.
· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.
· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.
· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.
· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.
· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.
· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.
· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение
· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.
· В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.