13.10.2020
«Утверждаю»:
МБУ «ЦРО» МО «Дахадаевский район» __________/ Б.Г. Гасайниев./ подпись
Ф.И.О «_____»_____________2020 г. |
«Согласовано»: Директор МБОУ ________/С.Г.Ризванов подпись Ф.И.О. «__»_________ 2020 г |
«Согласовано»: Директор МБОУ _______/Г.И.Ибрагимов подпись Ф.И.О. «____»_______ 2020 г |
«Согласовано»: Директор МБОУ ____/Г.И.Абдусамадов подпись Ф.И.О. «__»_________ 2020 г |
«Согласовано»: Директор МБОУ _______ /М.А.Расулов подпись Ф.И.О. «__»_________ 2020 г |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕУСИШИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.АБДУРАХМАНОВА Ш.Р. »
Срок реализации:
2020-2021 учебный год
Меусиша -2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Прогнозируемые результаты
3.Годовой план работы педагога –
психолога
I. Пояснительная записка
Программа
психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с
требованиями Закона «Об образовании РФ», ФГОС НОО , ФГОС ООО и ФГОС СОО .
Цель
деятельности:
создание психолого-педагогических условий, позволяющих субъектам
образовательного процесса успешно
обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
1.Содействие
реализации (выполнению) требований федерального государственного
образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
2.Психолого-педагогическая
поддержка первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им
приспособиться к школьным требованиям, всесторонне развиваться и
совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3.
Психологическая подготовка обучающихся 4 классов к переходу в среднее звено,
позволяющая в дальнейшем успешно
адаптироваться в 5 классе.
4.
Изучение адаптационных возможностей обучающихся
5 классов, психолого-педагогическое сопровождение.
5.
Психологическое сопровождение обучающихся 10 классов в период адаптации к
новому коллективу.
6.
Психологическая помощь обучающимся в начальной профессиональной ориентации.Организация
участия обучающихся 6-11 классовв проекте «Билет в будущее»; 8-11 классов в открытых
уроках по профориентации в рамках
портала «ПроеКТОриЯ».
7.
Проведение профориентационного тестирования обучающихся 6-х, 8-х классов.
8.
Профилактическая работа с детьми « группы риска».
9.
Психологическая помощь обучающимся 9, 11
классов в подготовке к экзаменам.
10.Проведение
мониторинга «Оценка УУД обучающихся» 1- 11 классов по итогам года.
11.Проведение
мониторинга «Уровень воспитанности обучающихся 2 – 11 классов» 12. Содействие
личностному развитию педагогов, создание психологического комфорта.
Основные направления в деятельности:
1.
Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников, пятиклассников,
десятиклассников.
2.
Психологическая помощь обучающимся 4 классов в период подготовки к переходу в
среднее звено.
3.Психологическая
помощь обучающимся в профессиональном самоопределении.
4.Профилактическая работа с детьми « группы риска».
5. Психологическое сопровождение участников образовательного
процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
Организация деятельности: программа
рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей,
посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные виды работ:
1. Диагностическая.
2. Коррекционно-развивающая
(групповая, индивидуальная).
3. Консультативно –
просветительская.
4. Организационно –
методическая.
5. Экспертная и аналитическая работа.
Содержание
рабочей программы:
Психолого-педагогическая
диагностика
включает в себя известные методики, выявления
особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных
психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний,
навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и
требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения
дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность
образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя
школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность
универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий
учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
(прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания
усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают
организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его
результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция
.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные,
логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки
сформированности универсальных учебных действий является диагностическая
система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения
сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении
ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая
ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) –
поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики,
направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по
Семаго).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к
детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление
причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) -
адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа
предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики,
направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс –
октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики,
направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из
начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики,
направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в
старшее звено (10 класс – декабрь).
III этап диагностической работы – Констатирующая
диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное
психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется
уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в
течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений,
профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей категории
"одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится
диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по
запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно
–развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим
направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в
обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные
на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений,
личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с
использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности
в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится
групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание
необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс,
принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории "одаренные"
включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на
развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном
полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к
экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков
уверенного поведения.
В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий,
способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех
участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года
проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на
развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности;
формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе;
повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального
напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на
развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и
личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование
установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со
сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа
своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на
развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения;
развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в
ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и
саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют
три направления:
1.
Работа с учащимися.
2.
Работа с родителями.
3.
Работа с учителями.
I направление. Работа с
учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм
консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе,
взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы
профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые
состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с
целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения
возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение
занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед,
презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на
стендах и в уголке психолога;
- а также направлена на формирование навыков
самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения;
формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную
позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с
родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм
консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания,
лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с
целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки
ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение
учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов
(особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка,
взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и
создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении
родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в
оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры
родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения
семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации
сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению
к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с
учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм
консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение
учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов
(особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с
целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой
стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа
- включает в себя выступления по теме
педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической
компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
1. Пополнение
базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
2. Обновление
и пополнение базы диагностического инструментария.
3. Разработка,
подготовка и проведение:
• родительских
собраний,
• классных
часов,
• занятий
с классными руководителями, учителями.
4. Разработка
и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса
учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
5. Разработка,
подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий.
6. Разработка,
подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках
реализации ФГОС начального образования.
7. Разработка,
подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных
данных.
8. Разработка,
дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического
сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
9. Составление
выводов, рекомендаций, характеристик.
10. Анализ
научной и практической литературы.
11. Работа
над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
o приобретение
учебных пособий, методик, развивающих программ;
o изготовление
и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
o оформление
уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и
методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских
собраниях, посещение; проведение открытых занятий.
Основные виды
работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимися.
Педагог - психолог образовательного учреждения
призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных
этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение
психологических причин нарушения личностного и социального развития и
профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной
программы проводится следующая работа:
1.
Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе,
2.
Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
3.Работа
с одаренными детьми,
4.Профориентационная
работа,
6.Подготовка
к итоговой аттестации,
7.Работа
с родителями,
8.Работа
с тревожными обучающимися
9.Работа
с детьми «группы риска».
10.
Профилактика и предупреждение детского суицида среди обучающихся
II.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно –
развивающая работ
Младшее звено (7-10 лет):
•
успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
•
повышение уровня учебной мотивации;
•базовые
способности к самопознанию и познанию других;
•
способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
•
формирование положительного образа своего «Я»;
•
формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
•
положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
•
положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
•
способности и стремление к самопознанию и познанию других;
•
высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
•
способности к проявлению инициативы и способности принять за нее
ответственность на себя;
•
адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
•
стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем
людям и к себе;
•
осознание важности и смысла процесса обучения;
•
стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
•
осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу
жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
•
способности к проявлению инициативы и способности принять за нее
ответственность на себя;
•
профессиональное и жизненное самоопределение;
•
умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
•
стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
•
стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями,
негативными переживаниями;
•
психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
•
активная и позитивная жизненная позиция.
Консультатирование
• Информирование учителей и родителей о
возрастных и индивидуальных особенностях детей.
• Ситуация сотрудничества и формирование
установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения
и развития ребенка
Просвещение
• Повышение психологической культуры
учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
• Методическое и материально-техническое
обеспечение процесса психологического сопровождения.
III.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА 2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД
Профилактика
и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.
Наблюдение за процессом адаптации обучающихся 1кл |
Целевое
посещение уроков, наблюдение во внеучебное время. |
в течение
года |
Выявление
учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе |
2.Психолого-педагогическая
диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников. |
1. Экспертный
опрос педагогов. |
октябрь,
апрель |
Выявление
учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном
этапе) путём диагностики. |
2.
Экспертный опрос родителей первоклассников. |
конец
сентября |
||
3.
Психологическое обследование первоклассников (стартовая диагностика).
Ержаковой |
октябрь,
апрель |
||
4. Анализ
педагогической документации и материалов предыдущих исследований. |
сентябрь |
||
5.
Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально). |
в течение
года |
||
3. Коррекционно-развивающая
работа на этапе первичной и вторичной адаптации. |
1.
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые) |
октябрь-май |
Формирование
психолог статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности
адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы и др. |
2.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально). |
в течение
года |
||
4.Консультационная
и просветительская работа с родителями первоклассников. |
1.
Психологическая гостиная «Выработка единых требований к первокласснику в
семье и в школе». |
сентябрь |
Повышение
психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода,
принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка,
совместное решение проблемных ситуаций. |
2. Родительское собрание: « Итоги адаптации детей в
школе». |
ноябрь |
||
3.
Индивидуальное консультирование |
в течение
года |
||
4. Общее
родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Ваш ребёнок
идёт в школу». |
май |
||
5.Консультационная
и просветительская работа с педагогами 1-х классов. |
1.
Методическая учёба: «Знакомство с программой: «Познай себя» автор В. Н.
Карандашев и др». |
сентябрь |
Повышение психолог-йкомпетенции
педагогов, приведение в соответствие |
2.
Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки
детей в период адаптации. |
в течение
года |
||
3. Консультирование
по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных
детей или класса в целом. |
в течение
года |
||
6.
Подведение итогов адаптации первоклассников |
1.
Консультирование по итогам адаптации учащихся в 1 классах школы. |
ноябрь |
Выработка
стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности
адаптации в школе. |
2. Малый
педсовет: «Итоги адаптации первоклассников». |
октябрь |
||
7.
Методическая и аналитическая работа. |
1.Подготовка
диагностических материалов. |
сентябрь |
Осуществление
готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление
результатов проведённой работы. |
2.
Подготовка к собраниям, коррекционно-развивающим занятиям |
в течение
года |
||
3.
Обработка диагностики. |
в течение
года |
||
4. Анализ деятельности. |
ноябрь,
май |
Психологическая подготовка обучающихся 4 классов к переходу в среднюю школу
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.
Наблюдение за обучающимися. |
1.Целевое
посещение уроков в 4 классах. 2.Экскурсия-знакомство
по школе. Чемпионат по ориентировке в старшей школе. |
в течение
года май |
Выявление
учащихся, испытывающих проблемы вмотивационно-личностной, интеллектуальной
сферах, в межличностном общении путём наблюдения. |
2.Психолого-педагогическая
диагностика. |
1.Экспертный
опрос педагогов. |
апрель |
Выявление
уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики. |
2.Диагностика
интеллектуальной сферы. |
май |
||
3.
Диагностика мотивации учения. |
апрель |
||
4.Диагностика
школьной тревожности. |
апрель |
||
3.Коррекционно-развивающая
работа. |
1.Занятия
с обучающимися по подготовке к переходу в среднюю школу в рамках внеурочной
деятельности «Познай себя». |
октябрь-апрель |
Формирование
компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной
сферам, системе отношений и социальному поведению. |
2.
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально). |
в течение
года |
||
3.
Классные часы. |
|||
4.Консультационная
и просветительская работа с родителями обучающихся 4 классов. |
1. Родительское
собрание: «Психологическая готовность обучающихся к переходу в среднюю школу»
(анкетирование – рекомендации) |
май |
Повышение
психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в
среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответственности
за ребёнка. |
2.
Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки
учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом. |
в течение
года |
Повышение
психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в
среднюю школу. |
|
5.Экспертная
работа. |
Пед.
консилиум: «Итоги готовности обучающихся 4классав к переходу в среднюю
школу». |
май |
Подведение
итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу. |
6. Методическая
и аналитическая работа. |
1.Подготовка
диагностических материалов |
февраль |
Осуществление
готовности к выполнению запланированных
мероприятий. Осмысление
результатов проведённой работы. |
2.
Подготовка к собраниям, семинарам, классным часам. |
в течение
года |
||
3.Обработка
диагностики. 4.Анализ
деятельности. |
в течение
года / май |
Психологическая
поддержка обучающихся 5-х и 10-х классовна этапе адаптации
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.
Наблюдение за обучающимися. |
Целевое
посещение уроков в 5-ых, 10-ых классах.Наблюдение
во вне учебное время. |
в течение года |
Выявление
обучающихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной,
интеллектуальной сферах, в межличностном общении путём наблюдения. |
2. Психолого-педагогическая
диагностика. |
1.
Экспертный опрос педагогов. |
октябрь |
Выявление
уровня учебной мотивациии эмоционального комфорта обучающихся. |
2.
Диагностика мотивации учения, эмоционального состояния обучающихся. |
ноябрь |
||
3.
Классные часы. |
по отдельному плану |
||
3.Консультационная
и просветительская работа с родителями обучающихся 5 классов |
1.
Родительское собрание: «Пятиклассник – новый этап в жизни вашего ребёнка». |
октябрь |
Повышение
психологической компетентности в вопросах подготовки
учащихся к переходу в
среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответственности
за
ребёнка. |
2.Индивидуальное
консультирование по вопросам адаптации в школе |
в течение года |
||
4.Экспертная
работа. |
Семинар:
«Проблемы адаптации обучающихся 5-х классов и пути решения». |
октябрь |
Анализ
готовности обучающихся к переходу в среднюю школу. |
Семинар:
«Проблемы адаптации обучающихся 10-х классов и пути решения». |
ноябрь |
Анализ готовности
обучающихся к переходу в старшую школу. |
|
5.
Методическая и аналитическая работа. |
1.Подготовка
опросников, тестов. |
сентябрь |
Осуществление
готовности к выполнению
запланированных мероприятий.
|
в течение года |
|||
3.Обработка
диагностики. |
в течение года |
Осмысление
результатов проведённой работы. |
|
4.Анализ
деятельности. |
октябрь, |
Психологическая
помощь обучающимся в профессиональном
самоопределении
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.Психологическая диагностика |
1.Диагностика первичной профессиональной направленности (9,11 кл.) |
Ноябрь Март |
Определение способностей к тому или иному виду деятельности,
профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, индивидуальных
возможностей (способностей), личностных особенностей, способствующих
начальному профессиональному самоопределению. |
2.Диагностика профессиональной направленности (индивидуально). |
в течение года |
||
2. Развивающая работа |
1. Классные часы. |
декабрь- февраль |
Овладение социально-психологическими знаниями. |
2. Беседы с классными руководителями – адресная помощь. |
|||
3.Консультативная работа с обучающимися. |
Индивидуальные и групповые консультации по итогам тестирования по запросу
(9-11 классы) |
Ноябрь-декабрь Март-апрель в течение года |
Продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии.
Психологическая поддержка. Определение психологических причин профессиональных затруднений и их
коррекции. |
4.Консультативная и просветительская работа с родителями обучающихся и
классными руководителями |
1 «Работа с результатами профориентационного тестирования» (9,11 классы). 2.Разработка памяток, стендового материала. |
Декабрь Март-апрель в течение года |
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах
выбора профессии. |
3.Индивидуальное консультирование родителей. |
в течение года |
||
4.Консультирование педагогов по вопросам профессиональной ориентации обучающихся. |
в течение года |
||
5.Регистрация на платформе (для участия в проекте «Билет в будущее»). |
Сентябрь-декабрь |
|
|
5.Методическая и аналитическая работа. |
1.Подготовка опросников, тестов. |
сентябрь |
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы. Оказание профориентационной помощи. Осмысление результатов проведённой работы. |
2. Подготовка к классным часам, родительским собраниям и др. |
в течение года |
||
3.Помощь педагогам в проведении мероприятий профориентационной
направленности |
в течение года |
||
4. Подготовка к классным часам, |
в течение года |
||
5.Анализ деятельности |
январь, май |
Профилактическая работа с детьми «группы
риска»
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.Психологическая
диагностика
|
Диагностика по выявлению детей «группы риска»
|
Сентябрь-октябрь
|
Выявление обучающихся, склонных к аддиктивному
поведению
|
2. Развивающая и
просветительская работа
|
1.Беседы, классные часы с обучающимися
|
в течение года
|
Попытка воздействия на когнитивные процессы личности с
целью повышения её способности к принятию конструктивных решений
|
|
2. Беседы с классными руководителями – адресная
помощь.
|
в течение года
|
|
3.Консультативная работа с
обучающимися.
|
Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы
риска»
|
в течение года
|
Формирование положительных личностных качеств, мотивов
межличностных отношений
|
4.Методическая и
аналитическая работа.
|
Подготовка опросников,
тестов.
|
сентябрь
|
|
Подготовка к
классным часам и др.
|
В течение года
|
Осуществление готовности к выполнению запланированных
мероприятий.
|
|
Обработка диагностики. Аналитическая работа.
|
Октябрь, май
|
Осмысление результатов проведённой работы.
|
Психологическая помощь обучающимся 9, 11 классов в подготовке к
экзаменам
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. Коррекционно-развивающая работа. |
1. Тренинговое занятие: «Психологическая подготовка к экзаменам» |
март |
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время
экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности
в себе, в свои силы. |
2. Классный час |
апрель |
||
2. Консультативная работа с обучающимися. |
Индивидуальные и групповые консультации. |
в течение года |
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ
своих установок. |
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами,
работающими в 9 классах. |
1. Информирование родителей по теме «Психологическая помощь ребёнку в
подготовке к экзаменам» через группы в
воцап. |
апрель-май |
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах
психологической подготовки к экзаменам. |
2.Индивидуальное консультирование родителей обучающихся. |
в течение года |
||
3.Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки обучающихся
к экзаменам. |
в течение года |
||
4. Методическая и аналитическая работа. |
1. Подготовка к занятиям, классному часу. |
март, апрель |
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы. |
2.Подготовка к родительскому собранию. |
апрель |
||
3. Изготовление пособий для тренинговых занятий. |
февраль |
||
4.Разработка методических пособий. |
Март - апрель |
||
5. Анализ деятельности |
январь, май |
Работа
с одаренными детьми
Содержание |
Формы и методы |
Участники |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.Психологическая диагностика. |
Диагностика
умственного развития (методика ШТУР) |
8-11 клаасы |
март |
Выявление одаренных детей. Исследование уровня развития и
особенностей понятийного мышления, форсированности, важнейших логических
операций |
Диагностика
интеллектуального развития (методика Э. Ф. Замбицявичене) |
2-4 классы |
октябрь апрель |
||
2. Консультативная работа с обучающимися. |
Индивидуальные
консультации по
результатам диагностики «Проблемы одаренных детей» |
родители, педагоги, учащиеся |
в течение
года |
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ
своих установок. |
3. Аналитическая работа |
Заключение по результатам диагностики |
|
ноябрь апрель май |
Выявление умственного развития в период школьного обучения |
Работа по взаимодействию с
тревожными обучающимися
Содержание |
Формы и методы |
Участники |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1.Психологическая диагностика. |
Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы: -Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в
домиках» (По запросу) |
1,3, 4 классы |
сентябрь |
выявление
тревожных обучающихся |
Методика Филлипса «тест «Кактус»(5-6) (По запросу) |
5-11классы |
Сентябрь-октябрь |
||
2. Консультативная работа с обучающимися. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с
родителями, педагогами, обучающимися |
родители, педагоги, учащиеся |
По запросу сентябрь-май |
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ
своих установок. |
2.Рекомендации для родителей в форме буклетов |
Родители |
1 четверть |
Помощь тревожным обучающимся. |
|
3. 3.Коррекционно – развивающая работа |
Программа для подростков (с высоким уровнем тревожности) «Развитие навыков общения и позитивного отношения к
себе» |
6-9 классы |
ноябрь |
Содействие в преодолении страхов,
снятие тревожности |
Групповые и индивидуальные занятия с элементами
арт-террапии по преодолению страхов с обучающимися имеющими высокий уровень
тревожности |
1, 3, 4 классы |
ноябрь |
Содействие в преодолении страхов, снятие тревожности |
|
4.Аналитическая работа |
I этап Ноябрь по результатам диагностики II этап май по результатам диагностики |
|
|
|
План
профилактической работы с детьми и подростками , склонными к
суицидальному
поведению
Цель:
создание системы социальных, психолого-педагогиских, правовых мер направленных
на выявление и устранение причин и условий, способствующих суициду, наркомании,
жестокаму обращению с несовершеннолетними.
№ п/п |
Название или форма мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1.
|
Наблюдение
и своевременное выявление семей сдетьми группы риска по суицидальному
поведению. |
В
течение года |
Педагог-психолог Классные
руководители |
2.
|
Круглый
стол для учителей, классных руководителей: «Первичная профилактика группы
риска по суицидальному поведению». |
Каждое
полугодие |
Зам.директороа
по ВР Педагог-психолог |
3.
|
Родительские
собрания с привлечением психолога, на тему «возростные особенности» |
Каждое
полугодие |
Педагог-психолог |
4.
|
Спортивные
соревнования с вовлечением детей группы риска
|
Каждую
четверть |
Учитель
физкультуры Педагог-психолог |
5.
|
Проведение
мясячника «За здоровый образ жизни» |
Ноябрь
|
Зам.директороа
по ВР Педагог-психолог Классные
руководители |
6.
|
Вовлечение
в полезную занятость детей и подростков , составление списков , представление
наглядной информации по кружкам секциям. |
Начало
учебного года |
Инспектор
ПДН Зам.директороа
по ВР Педагог-психолог Классные
руководители |
7.
|
Проведение
уроков : « моя жизнь – мой выбор» 5-11 классы «я
учусь творить свое здоровье» 1-4 классы |
В течение года |
Педагог-психолог Классные руководители |
8.
|
Организация
и проведение коллктивных творческих дел с вовлечением детей группы риска. |
В течение года |
Педагог-психолог |
Просветительская
и консультативная работа
|
- Название работы |
Участники |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Психо лого-педагогическое
консультирование «Особенности межличностного взаимодействия уч-ся со
сверстниками и взрослыми» |
Педагоги, кл.рук., учащиеся |
В течение года |
Педагог- психолог |
2 |
Индивидуальное
консультирование учащихся в решении актуальных проблем. |
Дети «группы риска» |
В течение года |
Педагог- психолог |
3 |
Консультирование классных
руководите лей и родителей по итогам диагностик: -
адаптация
первоклассников к школе; -
адаптация обучающихся
при переходе в среднее звено и др. |
Педагоги, родители |
Ноябрь- декабрь |
Педагог- психолог |
4 |
Консультация родителей
учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении |
Родители учащихся 1-11 кл. |
В течение года |
Совместно с кл.руководителями,
педагог- психолог |
5 |
Консультирование родителей
учащихся, состоящих на разных формах учета |
Родители учащихся «группы
риска» |
В течение года |
Совместно с кл.руководителями,
педагог- психолог |
№ |
Темы выступлений на педсоветах |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
«Современные образовательные
технологии в учебно-воспитательном процессе» |
|
|
2 |
«Дети и взрослые - парадокс общения» |
|
|
3 |
Педсовет в интерактивной
форме: «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество» |
|
|
4 |
«Взаимодействие школы и семьи
во имя личностного развития школьника». |
|
|
№ |
Темы выступлений на родительских собраниях |
Класс |
Сроки проведения |
1 |
Первый раз-в первый
класс". Психологические особенности адаптации. |
1 класс |
|
2 |
«Поощрение и наказание в воспитании
детей». |
1-4 классы |
|
3 |
Здоровый образ жизни - основа
успешной жизнедеятельности. |
1-4классы |
|
4 |
"Давайте
познакомимся" Собрание с элементами тренинга и анкетирования. (Адаптация
учащихся к новым условиям обучения). |
5 класс |
|
5 |
«Ребенок учится тому, что
видит у себя в дому». |
5-6классы |
|
6 |
. «Как уберечь детей от
вредных привычек |
5-6классы |
|
7 |
«Физиологическое взросление и
его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка». |
7 класс |
|
8 |
Агрессивные дети. Причины и
последствия детской агрессии». |
7-8 классы |
|
9 |
Этот трудный подростковый
возраст. Подросток и закон". |
8 класс |
|
10 |
«Экзамены: как избежать стресса?» |
9,11 класс |
|
11 |
«Физиологическое взросление и
его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка». |
9-11 классы |
|
|
Темы классных часов |
класс |
Сроки проведения |
1 |
«Здравствуй, друг!».Занятие с
элементами тренинга на сплочение группы |
1 класс |
|
2 |
«Здоровье - привилегия
мудрых». Классный час. |
1 класс |
|
3 |
. «Без конфликтов не прожить
на свете...». Классный час с техниками арт- терапии. |
2-3 классы |
|
4 |
«Жизненные ценности или
искусство жить достойно».Классный час |
2-3 классы |
|
5 |
«Я владею собой». Классный
час с элементами тренинга. |
3 класс |
|
6 |
Планета
Толерантности».Классный час с элементами тренинга. |
4 класс |
|
7 |
«Мир эмоций». Классный час с
применением арт-терапевтических техник. |
4 класс |
|
8 |
"По каким правилам мы живем?"
(Анкетирование). |
5 класс |
|
9 |
«Наш класс. Законы жизни».
Беседа. |
5 класс |
|
10 |
«Мои приоритеты и ценности».
Диагностика ценностей учащихся. |
6 класс |
|
11 |
«Дом без одиночества».
Классный час с презентацией |
6 класс |
|
12 |
«Как научиться управлять
собой». классный час |
7 класс |
|
13 |
«Мы составляем наш
автопортрет». беседа |
7 класс |
|
14 |
Внешний облик - внутренний
мир. Классный час |
8 класс |
|
15 |
«Вверх по лестнице жизни. Мои
нравственные ценности». Дискуссия. |
8 класс |
|
16 |
Совесть как всеобщий
естественный закон и мерило жизненных ценностей. Дискуссия |
9 класс |
|
17 |
Как стать счастливым? |
9 класс |
|
18 |
Скажем курению алкоголизму,
наркотикам «Нет!» |
10 класс |
|
19 |
Что нами движет при выборе
профессии? |
10 класс |
|
20 |
Депрессия и способы борьбы с
ней. |
11 класс |
|
21 |
Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан...» |
11 класс |
|
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.12.2020
Дата обновления: 23.12.2020
Дата публикации: 13.10.2020